В учебных заведениях исключают важный предмет: школьники радуются, педагоги озадачены
- 31 мая 19:40
- Алена Афанасьева

Изменения в учебной программе, обществознание уходит из средних классов
Большие перемены грядут в российской школе, и они касаются не только структуры учебного года или формата проведения экзаменов, таких как Единый государственный экзамен. С 1 сентября 2025 года, как сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство просвещения, из учебной программы средних классов исчезнет предмет "Обществознание". Это решение, безусловно, вызвало широкий резонанс и множество вопросов, особенно в контексте подготовки к будущим испытаниям, включая ЕГЭ по Математике и другим дисциплинам.
Обществознание: уход из средней школы и новые приоритеты образования
Реформа образования, о которой идет речь, затрагивает школьников 6, 7 и 8 классов. Уже с осени 2025 года обществознание перестанут изучать шести- и семиклассники, а с сентября 2026-го - и восьмиклассники. Таким образом, предмет останется только в старших классах - 9, 10 и 11. Это, безусловно, серьезное изменение, которое потребует пересмотра учебных планов и, возможно, переквалификации педагогов.
Главная причина таких кардинальных мер, по мнению Министерства просвещения, заключается в необходимости адаптации образовательных программ к современным реалиям. Цель не просто передать набор фактов, но и развить у школьников так называемые "метапредметные компетенции".
"Важно, чтобы дети учились ставить цели, самостоятельно искать информацию, мыслить критически, работать в команде," - подчеркивает Елена Приступа, директор научного института.
Этот подход, ориентированный на развитие навыков, необходимых в жизни, становится центральным в новой образовательной политике. Он выходит за рамки традиционного деления на отдельные Филиалы науки и стремится к более комплексному Познанию.
Что придет на смену? интеграция и новые дисциплины
Пока точные детали замены обществознания в 6-8 классах не раскрываются Министерством просвещения. Однако ожидается, что часть тем будет интегрирована в другие дисциплины. Например, элементы правовых знаний и основ экономики могут появиться на уроках Истории или даже Математики, а также в рамках специальных курсов. Вероятно, в школах появятся новые предметы и проектные занятия, направленные на формирование у школьников практических навыков.
Это может означать, что Образование в будущем станет менее фрагментированным и более ориентированным на межпредметные связи. Возможно, мы увидим усиление акцента на Образование свободных искусств, где различные дисциплины переплетаются, формируя более целостную картину мира.
Вопросы и вызовы: подготовка к егэ и будущее учителей
Решение об исключении обществознания из средней школы вызвало закономерные вопросы у родителей и педагогов. Главные опасения связаны с тем, не снизится ли у детей уровень понимания устройства общества и не усложнит ли это подготовку к Единому государственному экзамену в старших классах. Ведь обществознание является одним из самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ.
Также остро стоит вопрос о будущем учителей обществознания в средних классах. Им придется либо переквалифицироваться, либо адаптировать свою работу к новым условиям. Ответы на эти вопросы, скорее всего, появятся после официальных разъяснений Министерства просвещения и публикации новых образовательных стандартов.
Эта реформа - часть более широкой тенденции в Образовании, направленной на то, чтобы сделать школу не только источником теоретических знаний, но и местом, где учат жизненным стратегиям. Усиление внимания к развитию гибких навыков, таких как финансовая грамотность и умение решать реальные задачи, отражает потребности современного общества и рынка труда.
Таким образом, изменения в школьной программе, касающиеся обществознания, являются частью масштабной реформы, цель которой - сделать российское Образование более актуальным и эффективным. Время покажет, насколько успешными окажутся эти перемены и как они повлияют на будущее поколение выпускников.