"Стоп-линия" и "Глухие пешеходы": какие новые знаки появятся на российских дорогах с 2026 года
Новые правила безопасности на российских дорогах
С 1 января 2026 года на дорогах России будут введены новые дорожные знаки, а также изменится ширина парковочных мест вдоль проезжей части. Эту информацию сообщил Павел Федяев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Он отметил, что эти нововведения, вступающие в силу со следующего года, направлены на снижение количества дорожно-транспортных происшествий и повышение безопасности движения. Депутат подчеркнул, что работа над этими поправками продолжалась более трех лет, при этом особое внимание уделялось уменьшению избыточной визуальной информации на дорогах.
Среди новых элементов дорожной инфраструктуры появится вертикальный указатель "Стоп-линия". Его планируется использовать там, где нет возможности нанести стандартную горизонтальную разметку. Также будут введены знаки 6.2.1 "Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности" и 8.15.1 "Глухие пешеходы". Последний призван информировать водителей о возможном присутствии на дороге пешеходов с нарушениями слуха. Ранее действовал только знак 8.15 "Слепые пешеходы", но теперь водителям следует учитывать и слабослышащих или глухих людей. Тестирование похожего знака проводилось около десяти лет назад. Подробности об этом передает издание Ura.ru.
Помимо этого, скорректируются размеры парковочных мест у проезжей части. Ширина одного парковочного места уменьшится с 2,5 метра до 2,25 метра, тогда как его длина останется неизменной - 6,5 метра. Это изменение призвано более эффективно использовать доступное дорожное пространство.
В дополнение к перечисленным изменениям, правила дорожных знаков включают и другие нововведения:
Обозначения с таблички "Способ постановки транспортного средства на стоянку" теперь можно объединять напрямую со знаком 6.4 "Парковка (парковочное место)". Это вдвое уменьшит количество отдельных информационных элементов на парковках. На городских улицах, где максимально допустимая скорость не превышает 60 километров в час, больше не потребуется устанавливать предварительные знаки 5.15.1 и 5.15.2, указывающие направление движения по полосам. Вводится новый дорожный знак, который будет информировать о периоде действия конкретных знаков по месяцам в течение года. Некоторые дорожные знаки теперь можно размещать на одной информационной панели. Например, предупреждение о заснеженной дороге, изображаемое как облако с осадками, будет объединено со знаком в виде снежинки. Указатель "Рекомендуемое ограничение скорости" также может быть совмещен со знаком "Искусственная неровность" на одном щите. Вертикальное расположение знака "Стоп-линия" также включено в перечень изменений.Новые правила также касаются способов размещения дорожных знаков. Теперь разрешено закрывать чехлами не только знаки и светофоры полностью, но и те их части, которые временно не используются. Для временного сокрытия информации на некоторых указателях можно использовать красные диагональные полосы, перечеркивающие знак.
Устанавливается новый порядок расположения знаков на одной опоре: их следует размещать последовательно, двигаясь сверху вниз и слева направо. Дорожные знаки теперь можно монтировать в новых местах, например, непосредственно на стойках светофоров. На потенциально опасных участках двухполосных дорог допускается повторять знак, ограничивающий скорость. При этом повторная установка знака "Пешеходный переход" не требуется на регулируемых переходах или в местах, где присутствуют искусственные неровности, известные как "лежачие полицейские".
Изменения затронут и требования к размещению знаков "Пешеходный переход" и "Дети". Светоотражающие щиты для этих знаков станут обязательными исключительно за пределами населенных пунктов или на участках дорог, прилегающих к детским учреждениям. Знак "Дети" теперь можно будет устанавливать ближе к началу опасной зоны, а не за 20-30 метров до неё.
Кроме того, в городах ряд знаков утрачивает свою обязательность. Так, знак "Приближение к железнодорожному переезду" будет требоваться только вне городских границ. Знак "Искусственная неровность" можно не устанавливать, если уже есть знак "Рекомендуемая скорость". Указатели "Главная дорога" и "Конец главной дороги" будут отменены в начале участков и заменены знаками приоритета перед перекрестками. Также внесены коррективы в правила установки других знаков: "Разворот запрещен" теперь можно размещать в любом месте, а "Обгон запрещен" - в начале соответствующей дорожной разметки. Знаки, указывающие направление движения, теперь распространяются и на общественный маршрутный транспорт. Наконец, знаки, обозначающие полосу для маршрутного транспорта, будут располагаться над серединой проезжей части, вместо прежнего расположения над левой полосой.
Все началось с того, что необходимость повышения безопасности дорожного движения в России стала приоритетом много лет назад, о чем свидетельствует тестирование знака, аналогичного «Глухим пешеходам», почти 10 лет назад. На этом фоне, в 2023 году на пешеходных переходах зафиксировано более 10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, что на 7% больше, чем годом ранее. В рамках поиска эффективных решений, на российских дорогах стали появляться экспериментальные зигзагообразные линии перед пешеходными переходами, призванные визуально сузить проезжую часть и побудить водителей снижать скорость. Параллельно этому, более трех лет велась активная подготовка поправок, направленных на снижение ДТП и повышение уровня безопасности. Итогом этой работы станут изменения, которые вступят в силу с 1 января 2026 года, включая новые дорожные знаки и уменьшение ширины парковочных мест.