Почему автоинженеры категорически против смешивания бензина: реальная угроза не там, где думают водители
Разбираемся, что действительно вредит мотору, а что лишь миф
Многие водители оказываются перед дилеммой: уровень топлива на минимуме, а до проверенной заправки далеко. Или на единственной АЗС в пути нет нужного 95-го, только 92-й бензин. Возникает вопрос: стоит ли смешивать разные марки топлива или лучше искать другую станцию? Мнения автомобилистов расходятся: одни считают такой "коктейль" смертельным для мотора, другие называют это необоснованными страхами.
Главное заблуждение связано с октановым числом. Цифры вроде 92, 95 или 100 не говорят о "мощности" топлива. Они указывают на его способность противостоять детонации.
Детонация - это неконтролируемое, взрывное сгорание топливной смеси в двигателе. Вместо равномерного горения происходит микровзрыв, который водители слышат как металлический стук. Такое явление крайне опасно и разрушает поршни, кольца и клапаны мотора.
Автопроизводители всегда указывают минимальное октановое число в руководстве, например, АИ-95. Это означает, что двигатель и его системы настроены именно под такую детонационную стойкость. Использование топлива с более низким октановым числом, например 92-го, увеличивает риск детонации. Хотя современный электронный блок управления (ЭБУ) может частично адаптироваться, его возможности по коррекции зажигания ограничены.
Что происходит, когда в баке оказываются два разных сорта? Никакой "химической войны" между ними не начинается. Октановое число итоговой смеси стремится к среднему арифметическому, взвешенному по объему.
Например, если в баке было 15 литров АИ-92, а вы долили 25 литров АИ-95, то получите около 40 литров бензина с октановым числом примерно 94. Для мотора, рассчитанного на 95-й, такая смесь не критична. Для двигателя, который обычно использует 92-й, это будет даже небольшим улучшением.
Настоящая опасность при смешивании бензина кроется не в разнице октановых чисел, а в качестве самого топлива и используемых присадок. Разные АЗС могут применять различные химические составы для повышения октанового числа.
Надежные заправочные сети используют разрешенные и совместимые присадки, обычно на основе эфиров. Их смешивание не причинит вреда. Однако серьезную угрозу представляет некачественное топливо с запрещенными или агрессивными добавками.
К примеру, ферроцен, содержащий железо, при сгорании образует токопроводящий нагар на свечах и деталях двигателя. Монометиланилин способен создавать отложения, забивающие топливную систему и выводящие из строя дорогостоящие катализаторы и лямбда-зонды. Автоэксперты раскрыли правду, что именно такие компоненты наносят основной ущерб.
Распространен миф о том, что бензин разных марок может расслоиться в топливном баке. На самом деле, плотность АИ-92 и АИ-95 почти идентична, что обеспечивает их легкое смешивание.
Такое расслоение возможно лишь в одном случае: при смешивании обычного бензина с топливом, содержащим биоэтанол, например, марки Е10. При длительном хранении и наличии воды в баке этанол может отделиться и выпасть в осадок. Однако для российского рынка, где биоэтанольное топливо не получило широкого распространения, эта проблема неактуальна.
Автоинженеры приходят к простому выводу: смешивание бензина с разным октановым числом на проверенных, качественных АЗС вполне допустимо. Двигатель без проблем адаптируется к топливу со средним октановым числом.
Важно помнить: надежность и репутация заправочной станции значительно важнее, чем точное октановое число на колонке. Лучше выбрать известный бренд и залить там АИ-92, чем рисковать, заправляясь "супербензином" на сомнительной АЗС с неизвестными присадками.
Ранее мы писали о том, что многие водители сталкиваются с дилеммой: смешивать ли бензин разных марок, когда рекомендованного топлива нет в наличии. Как отмечали эксперты в области нефтехимии и автомобильные инженеры, главное заблуждение кроется в понимании октанового числа. Оно характеризует детонационную стойкость топлива, а не его мощность. Именно детонация наносит вред двигателю, и производители авто строго предписывают использовать топливо с определённым минимальным октановым числом. Подробнее о том, что происходит в баке, когда вы смешиваете разные сорта бензина, можно узнать в нашей публикации "Топливный коктейль".
Как сообщалось ранее, вопрос смешивания бензина с разным октановым числом давно вызывает споры среди автовладельцев: одни утверждают его безопасность, другие опасаются серьезных последствий для двигателя. Октановое число является ключевым показателем, определяющим устойчивость топлива к детонации – неконтролируемому взрывному сгоранию, которое может повредить поршни и стенки цилиндров. Современные автомобили способны корректировать угол зажигания, чтобы минимизировать риски, однако возможности электроники не безграничны. Изучить смешивание топлива и его влияние на двигатель помогают научные данные и мнения экспертов.
Что еще стоит узнать: На 83-м году жизни ушла из жизни "врач от Бога" Лилия Ложкина, спасшая тысячи жизней в Уфе ДТП на Затонском мосту парализовало движение автобусов в Уфе: пробки от Михайловки до Дружбы народов Тысячи поклонников простились с Олегом Хановым: "Уходит золотой век башкирского театра" Teboil запускает сервис бесконтактной оплаты заправки через мобильное приложение Автомобили в России подорожали на 10%: 70% производителей урезали скидки до 170 тысяч