Семь лет обещаний: что получила Уфа от транспортной реформы Хабирова
Транспортная реформа Уфы как мираж комфорта и удобства
В 2018 году глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, тогда ещё исполняющий обязанности, объявил о начале так называемой транспортной реформы в Уфе. Этот проект должен был значительно обновить городской пассажирский транспорт. Спустя почти семь лет жители города и эксперты делятся своими впечатлениями и замечаниями о произошедших изменениях в транспортной инфраструктуре.
За прошедшее время транспортная система Уфы получила следующие обновления:
Экономист Рустем Шайахметов в первую очередь обращает внимание на негативные аспекты. Он отметил, что:
Попытка решить проблемы общественного транспорта в Уфе кавалерийским наскоком была обречена на провал, так как без формирования необходимой инфраструктуры общественного транспорта нельзя улучшить ситуацию. Так называемая транспортная реформа в Уфе свелась к платёжной системы "Алга", закупке государством автобусов для ГУП "Башавтотранс", а также частичному изменению маршрутов автобусного сообщения. Отсутствие улучшения работы общественного транспорта связано с тем, что борются со следствиями, а не с причинами.
По словам Шайахметова, из-за низкого качества работы общественного транспорта Уфа занимает первое место в России по количеству автомобилей на душу населения. Число машин на тысячу жителей в Уфе в полтора раза выше, чем в Москве, несмотря на более высокий уровень благосостояния москвичей. Он также добавил, что маршрутная сеть не соответствует текущему спросу населения, поскольку её основа была сформирована в 1970-х годах и с тех пор не претерпела значительных изменений, за исключением трамвайных маршрутов.
Транспортный каркас любого мегаполиса основан на рельсовом транспорте: трамвай, метро, электропоезда. Метро строить в Уфе очень дорого. При этом постоянные затраты на обслуживание метро очень высоки, а существующие пассажиропотоки в Уфе смогут покрывать 20-25% текущих расходов метро, поэтому для бюджета ежегодные затраты на дотации превысят 5-6 млрд рублей, что в разы выше существующих дотаций на общественный транспорт в республике. С учётом того, что сейчас дефицит республиканского бюджета свыше 15 млрд рублей, то казна этого не выдержит. Так получилось, что маршруты ж/д транспорта в Уфе расположены на второстепенных направлениях, поэтому проект "Городская электричка" не востребован горожанами, доля ж/д транспорта в пассажирских перевозках в Уфе составляет менее 1%.
Экономист считает, что ситуацию можно было бы улучшить, если бы железнодорожные пути подвели к аэропорту, а также создали транспортно-пересадочные железнодорожные узлы в удобных для жителей местах, обеспечив их синхронизацию с другими видами транспорта и создав там систему сетевых пригородных и междугородних автовокзалов. Для этого необходимо переформатировать маршрутную сеть общественного транспорта. Он отметил, что пересадочные узлы и рельсовый транспорт развиваются, но очень медленно.
Уфимский трамвай с учётом всех обстоятельств должен быть основой транспортного каркаса города. В прошлом веке трамвай перевозил до 90 млн пассажиров в год, однако в начале двухтысячных были демонтированы трамвайные пути соединяющие Черниковку с центром, трамваи сейчас обслуживают второстепенные маршруты. Инфраструктура и подвижной состав в ужасающем состоянии. И как итог, в прошлом году трамваи Уфы перевезли 6,3 млн пассажиров, объём перевозок упал в 15 раз, по сравнению с 2023 годом перевозки сократились на 17%. Размер дотаций в прошлом году составил 374 млн рублей, или же расходы городского бюджета на перевозку одного пассажира составили 60,1 рублей, т. е. если бы мэрия организовала за счёт бюджета перевозку пассажиров по трамвайным маршрутам, то городская казна сумела бы сократить расходы на трамваи в два раза. Необходимо вернуть трамваи на наиболее интенсивные маршруты, тогда они будут эффективны и даже возможно, что как в Краснодаре, или Омске будут приносить доходы в бюджет. Невыходы многих автобусов на маршруты будут, пока не перейдут на "брутто-контракты", когда перевозчик получает оплату за осуществление перевозки, а средства за билеты получает муниципалитет. Такая система работает в большинстве мегаполисов мира и необходимо Уфе переходить на неё.
По мнению эксперта, транспортная карта "Алга" является успешным коммерческим проектом АО "Башкирский регистр социальных карт", так как она приносит компании значительную прибыль. Он добавил, что:
А перевозчикам и пассажирам она жизнь не улучшила, было бы лучше сразу присоединиться к существующим системам оплаты проезда в общественном транспорте, а не изобретать велосипед.
Мнения горожан по этому вопросу разделились. Хотя негативных отзывов больше, есть и положительные моменты. Некоторые жители отмечают удобство новых автобусов и электронной оплаты:
Елена И. отметила: "Очень рада появлению современных автобусов, внутри уютно и чисто, окна большие, видно хорошо дорогу. Особенно приятно видеть кондиционер летом, никаких духоты и потливости". Алексей С. сказал: "Для меня удобство новой электронной системы оплаты оказалось огромным плюсом. Больше не надо возиться с мелочью и бумажными билетиками, приложил карту и пошёл дальше". Айгуль Д. добавила: "Долгожданное появление удобных информационных табло на остановках - настоящая находка. Всегда знаешь, когда придёт нужный автобус, и спокойно планируешь своё время".Однако многие жалуются на редкое движение автобусов и другие проблемы:
Павел П. рассказал: "Автобусы новые красивые, только приходят крайне редко. Интервал увеличился вдвое, раньше ожидал максимум десять минут, теперь приходится стоять дольше двадцати-тридцати". Светлана М. отметила: "Стало намного хуже добираться домой после работы. Раньше проходило два маршрута рядом с моим домом, теперь остался один, который ходит нерегулярно". Артем Ж. выразил недовольство: "Обещали сделать доступным общественный транспорт для инвалидов-колясочников, но до сих пор ни разу не видел специальных пандусов и подъёмников на большинстве остановок". Руслан К. добавил: "Реформа привела к снижению количества маршруток, что разгрузило дороги, однако осталась проблема качества дорог общего пользования, которая значительно снижает комфорт поездок".Экономист Рустем Шайахметов заключил, что:
Можно сказать, что никакой транспортной реформы не было, так как реформа предполагает институциональные изменения в системе, значительно изменяющие принципы её деятельности, а этого не произошло. Не были созданы условия для стабильной ситуации на рынке пассажирских перевозок. Стабильный прибыльный рынок пассажирских перевозок с доступными ценами и надлежащим качеством не сформирован, а миллиардные бюджетные вливания в коммерческие компании за счёт экономии ассигнований на социальные программы, т. е. за счёт малоимущих, пенсионеров, многодетных не решили проблемы общественного транспорта.
Ранее мы писали, что 25 июля прокуратура оказала воздействие на крупнейшую транспортную компанию Башкирии «Башавтотранс» из-за невыполнения условий договоров с местными властями на обслуживание 12 маршрутов, три из которых фактически не функционировали.