36 лет назад произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории СССР
Память о страшной трагедии на путях судьбы
36 лет назад, 4 июня 1989 года, произошла страшная авария на железной дороге в СССР.
Рядом со станциями Аша и Улу-Теляк, где Башкирия граничит с Челябинской областью, из газопровода Сибирь–Урал–Поволжье вытек газ. Над путями скопилось большое облако.
В это время навстречу друг другу ехали два пассажирских поезда: один из Новосибирска в Адлер (№ 211) и другой из Адлера в Новосибирск (№ 212).
Около 23:15 по местному времени что-то вызвало искру, возможно, торможение поезда или контакт с проводами, и газ загорелся. Произошел мощный взрыв, как будто взорвали 300 тонн взрывчатки. Оба поезда были почти полностью разрушены на участке длиной около километра. Огненный столб был виден за много километров. Взрывная волна выбила стекла в домах в Аше и соседних деревнях.
На место происшествия первыми приехали жители ближайших деревень, они помогали пострадавшим и давали им приют. Сразу же отправились скорые, спасатели и военные. Для помощи использовали вертолеты и самолеты, которые привозили лекарства, увозили раненых и доставляли гуманитарную помощь. Погибших и выживших перевозили на машинах, поездах и самолетах.
Сначала помощь оказывали врачи из Челябинска, а на следующий день приехали специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Спитака (Армения) и Великобритании. В больницах быстро освободили места для пострадавших. Местные жители активно помогали: возили людей, сдавали кровь, приносили еду и одежду.
«Окно в нашем купе разбилось, но все осколки полетели наружу. Сразу вспыхнули шторы. Муж бросился к аварийной кнопке и обесточил вагон. Пламя было какое-то незаметное, похожее на пламя паяльной лампы — только красная кайма и черный дым. В этот момент у меня загорелись волосы», — рассказала проводница Валентина Джунджиа.
Последствия аварии были ужасными. Сразу или вскоре после взрыва погибло более 500 человек, среди них 181 ребенок, который ехал на отдых. Выжившие рассказывали о страшных картинах: разбитые вагоны, огонь, стоны раненых. Многие пострадавшие с сильными ожогами нуждались в долгом и сложном лечении. Их отправляли в больницы в Уфе, Челябинске, Самаре, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Барнауле и Москве. После основного лечения многие проходили реабилитацию, иногда за границей.
«Я только пришёл в штабной вагон, и вдруг всё потухло, стало нечем дышать, разбились стёкла. Было чувство, будто засунули в барокамеру. От жары начала лопаться кожа», — вспоминал начальник поезда Адлер — Новосибирск Эльдар Фарзалиев.
На устранение последствий ушло несколько дней, в этом участвовали военные, медики и добровольцы со всей страны. Расследование выявило много нарушений при строительстве и эксплуатации газопровода. Эта авария стала уроком и привела к более строгим правилам безопасности для трубопроводов рядом с жильем и дорогами.